Русское название: Dragon Age: Начало
Разработчик: BioWare
Издатель: Electronic Arts
Статус: В официальной продаже: 3 ноября 2009 г.
Статус: В официальной продаже в России: 5 ноября 2009 г.
Официальный сайт: http://dragonage.bioware.com/
Жанры: RPG
апустив Dragon Age: Origins, вы не увидите ничего сногсшибательного. Взор не поразят тонны скриптовых детонаций. Не оглушат выстрелы, лязг мечей или взрывы гранат, сопровождаемые ослепительными спецэффектами. Ничего такого не произойдет. Dragon Age: Origins похожа на хорошую книгу: стоит открыть ее, изучить оглавление и… начать читать. И чем больше читаешь, тем труднее оторваться. У некоторых из вас может возникнуть вопрос: «Почему обзор появился через месяц после релиза игры?» Столько времени ушло на прохождение. Dragon Age: Origins впору присуждать титул «самая масштабная». Более продолжительного, не на миг не надоедающего приключения в этом году и не припомнить. Те, кто знаком с великими Baldur's Gate и Neverwinter Nights, будут рады вдвойне. Ведь новый проект Bioware был создан по канонам их же, ставших классическими, RPG.
Обратите внимание, сколько времени было затрачено на прохождение.
Мало в какой компьютерной ролевой игре не нужно спасать вселенную или, по крайней мере, какую-то большую часть мира. Не выбилась из общего ряда и Dragon Age: Origins. Здешний мир спасали целых четыре раза. Каждые четыреста лет на местные земли обрушивается поток порождений тьмы во главе с могучим архидемоном. Четыре раза бедные эльфы, гномы, люди (никого не забыл?) отбивались от армий зла благодаря ордену бесстрашных воинов, именующим себя Серыми Стражами. По преданиям, лишь они способны сразить архидемона, ужасного монстра-дракона, предводителя нечисти. Освобождать в пятый раз земли Ферелдена предстоит…
Выбирайте: гном, эльф или человек. Кто он? Воин, маг, быть может, вор? От решения зависит стиль боя вашего Стража, его умения, навыки. Но кроме стандартных настроек внешности, пола, распределения начальных параметров (сила, ловкость и т.д.) необходимо выбрать происхождение будущего подопечного. Шесть предложенных вариантов кардинальным образом меняют начало игры и определяют отношение к герою окружающих. Если выбор пал на сына короля гномов, поначалу ждут почет и уважение, но вскоре случаются ужасные вещи, в корне меняющие жизнь принца. Если на гнома-неприкасаемого, то придется окунуться в шантажи, грабежи, убийства и презрение со стороны общества. Маг, знатный человек, городской и свободный эльфы – на каждый вариант предусмотрена своя завязка, заканчивающаяся цепью событий, в результате которых протагонист вынужден оставить привычный образ жизни и примкнуть к ордену Серых Стражей.
Кодекс содержит массу информации о мире Dragon Age. Только за его чтением можно провести не менее трех-четырех часов.
Уже на старте восхищаешься детальной проработкой окружающего мира. Выберете городского эльфа – и он, следуя воле сюжета, пойдет спасать свою невесту, украденную прямиком со свадьбы распоясавшимся управляющим города, которому вдруг захотелось «девочек к празднику». Возьмете эльфийку, и уже сами окажетесь в числе похищенных дам и увидите ситуацию другими глазами. В том числе и ужасное зрелище: охранник на глазах у всех ударом меча перережет одной из несчастных горло, за то, что она испуганно прокричала: «Не трогайте нас!» Убийца в это время с бесстыжим выражением лица хохочет с дружками. Вот такими сценами сверху донизу заполнена Dragon Age: Origins. Это не сказочное фэнтези, а суровый и жестокий мир.
Повествование может не только шокировать, но и изрядно веселить. Сначала главного героя вырывают из привычного образа жизни, а вскоре все ответственные за борьбу с порождениями тьмы дружно испускают дух, предварительно принудив нашего Стража найти договор, обязывающий эльфов, гномов и прочих помочь легендарному ордену в борьбе с Мором. Бумажка найдена, и теперь ничего не остается, как бегать по всей стране и тыкать документом под нос главам народов. А всем решительно наплевать: гномы никак не поделят власть, а потому некому предъявлять договор; эрла в Редклифе отравили, и он лежит при смерти; эльфов терроризируют оборотни, они тоже не могут помочь… В каждой области приходится решать чужие проблемы. Жаль, что нет возможности оставить все как есть и посмотреть, как порождения тьмы уничтожат страну.
Создание злодея: шаг первый.
В своих приключениях герой встречает множество персонажей. Знакомство с каждым из них приносит огромное удовольствие. И дополнительные проблемы. Сложно не заметить тенденцию: общение частенько оборачивается перекладыванием трудностей на плечи подопечного. Но никто не заставляет соглашаться. Можно помочь бескорыстно. Или потребовать награду. Или съязвить, поиздевавшись над чужими невзгодами. Юмором пропитан практически каждый диалог. Ответы собеседникам содержат как положительные, так и отрицательные варианты, в том числе настолько непредсказуемые и смешные, что можно свалиться со стула. Героя получится подать и совершенным святошей, и злодеем, но забавней всего выбирать самые неадекватные ответы, совершать идущие в разрез с моралью поступки, при каждом случае запугивать собеседников или убеждать их в неправоте. Если в начале игры как следует поколдовать с настройками внешности и добавить сюда эксцентричные выходки – получите самого настоящего отморозка.
К примеру, подойдя к шкафу и услышав из него хныканье, можно спросить, кто там, открыть дверь или просто выбить дверь ударом ноги. Калека клянчит милостыню – дайте монетку, откажите или ответьте: «Попросишь еще раз – получишь щедрую оплеуху». Но и это еще не все. В некоторых диалогах авторы вместо фраз позволяют выполнить действие нажатием одной кнопки. Что может быть лучше, чем устранить неприятелей, выбрав «Тогда ты умрешь (швырнуть нож в затылок)», «Оглушить ее, а затем перерезать мальчику горло», «Схватить за голову и ударить об решетку» и тому подобное. Несостоявшийся маньяк Даниель Лэмб из Manhunt 2 испуганно спрятался в темном углу и завидует. Жаль только, что возможность совершить действие прямиком из диалога предоставляется довольно редко.
Добавлено (03.06.2010, 09:03:45)
---------------------------------------------
А какой ответ выберете вы?
Совсем другое дело со спутниками, которые на дороге не валяются (хотя один как раз и будет валяться, но это уже совсем другая история). Ежели нагрубить при первом знакомстве, никто не пойдет за таким предводителем в битву против порождений тьмы. А даже если и пойдет, то в отношениях будет царить напряжение, и вскоре напарник может громко хлопнуть дверью. Да и поступать с товарищами по оружию плохо – нет никакого смысла. У каждого из них формируется мнение о герое, наглядно отображаемое на шкале уважения. Чем выше ползунок поднимется по линии «респекта» – тем большие бонусы получает соратник. Корректировать взаимоотношения можно подарками. Узнать, что больше нравится тому или иному попутчику, можно из общения с ним. «Правильный» сувенир порадует товарища гораздо сильнее случайного презента.
Если после покупки Dragon Age: Origins еще немного приплатить, можно скачать две дополнительные кампании, так называемый «премиальный контент». В добавке «Каменная Пленница» ждет дополнительный спутник, точнее спутница – каменный голем Шейла, а в мини-аддоне «Крепость стражей» можно узнать нелицеприятные подробности из прошлого Серых Стражей. Оба DLC очень интересны и займут около двух часов времени. А вот стоит ли их брать, если «Каменная Пленница» обойдется в 15 $, а «Крепость стражей» в 7 $ – думайте сами. Кстати, этой зимой появится еще одно скачиваемое дополнение – «Возвращение в крепость Остагар», и стоить оно будет 5 долларов. Но всех этих маленьких радостей россияне пока лишены. «Извините, для вашей страны нет доступных способов оплаты».
Компаньоны – не какие-нибудь там истуканы, только и умеющие убивать, а живые люди, со своим прошлым и личными проблемами. Поначалу товарищи не расскажут всю правду о себе и не доверят заботы, но если постараться, можно подружиться со всеми. У каждого из спутников свой взгляд на жизнь, цели и пристрастия. Если у кого-то в почете добро и высшие материи, то у другого прямо противоположный характер, а у третьего и вовсе какие-то странные понятия о чести и справедливости. Из-за этого во время путешествий в команде возникают не очень дружелюбные разговоры, слушать которые – одно удовольствие.
Диалоги не сводятся к беседам двух людей – героя и выбранного персонажа. В разговоры зачастую вмешиваются спутники и рядом стоящие люди.
Тем более приятно, что в Dragon Age: Origins, как и в Baldur's Gate, присутствуют романтические отношения с некоторыми из сподвижников/ниц. Попробуйте завести их с двумя или тремя сразу – проблем не оберетесь. Сначала получится выехать на вранье. Например, набожная спутница Лелиана, если изменить ей с ведьмой Морриган, прямо так и спросит: «Что вы с ней делали в палатке вчера вечером?!» Если на первый раз еще получится выкрутиться, рассказывая сказки о том, что «мы с ней обсуждали тактику сражений», то вскоре уже придется отвечать на подобные вопросы ее сопернице, и рано или поздно любвеобильного Стража прижмут к стенке.
Вообще, со спутниками связано множество интересных ситуаций. Один боевой пес чего стоит! Подойдя, можно его приласкать, и тот порадует глаз шикарной анимацией, тая от удовольствия. Или нарочно приблизиться к четвероногому другу и выбрать вариант в диалоговом окне «оставить пса одного». Он уныло гавкнет и понуро уйдет в сторону. Иногда и вовсе случаются казусы. Приходит спутница и ругается, мол, собачка подсунула ей в чистое нижнее белье наполовину сожранного протухшего зайца! Можно отшутиться или сказать, что любимец просто хотел с ней поделиться. Или же съехидничать: «Вряд ли из-за этого твои трусики стали пахнуть хуже, чем обычно». Реакция будет ядерной.
Спутники – один другого лучше.
Но далеко не все время протагонист проводит в общении со встречающимися персонами и товарищами по оружию, также он частенько применяет это самое оружие по назначению, и тогда начинают лететь головы с плеч. Приятели не только болтать умеют, но и героически сражаться. Одновременно взять с собой всех имеющихся спутников не получится. За раз позволено выбрать до трех сопартийцев. В отличие от Mass Effect, в Dragon Age: Origins членам отряда можно не только отдавать приказы, но и в любой момент переключаться между ними и управлять точно так же, как главным героем. В бою удобней всего «поднять» камеру повыше, чтобы оценить обстановку и дать необходимые команды. К примеру, слабо защищенных магов и лучников целесообразнее послать в тыл, а закованного в доспехи рыцаря бросить в самое пекло.
Нужды делать все это впопыхах – нет. Как и в Baldur's Gate и Neverwinter Nights, здесь предусмотрена тактическая пауза. Остановив игру, можно спокойно выбрать необходимые умения каждого из бойцов, позволить выпить целебные зелья раненым, а то и вовсе обвести всех рамочкой, знакомой любителям стратегий, и дать деру с поля брани. Иногда другого выхода и не остается. Не всякого из противников получится победить с налету, а к некоторым придется вернуться позже, поднабравшись сил. Воевать нужно с умом, иначе очень скоро от всей группы останется груда костей. Несмотря на то, что при выборе «легкого» уровня сложности вам напишут, что ставить игру на паузу практически не придется, на самом деле все с точностью до наоборот. Через несколько дней после релиза Dragon Age: Origins даже вышел специальных патч, делающий прохождение на «легкой» сложности попроще.
Подойти к псу, чтобы выбрать вариант «Оставить Мабари одного» – это жестоко.
Смерть одного из союзников в разгар битвы – это еще не конец. Достаточно, чтобы выжил хотя бы один из четырех бойцов партии, и павшие по окончании сражения вновь встанут на ноги. Но это не пройдет бесследно, у всех, кто не выстоял, появляются увечья вроде лопнувшей вены, треснувшего черепа, зияющей раны. Они оборачиваются штрафами к характеристикам больного. Избавиться от повреждений очень просто: достаточно использовать аптечку. Жаль, что современная медицина еще не научилась так легко и просто латать «треснувшие черепа».
Пока пользователь руководит действиями кого-то одного, искусственный интеллект берет остальных под свою опеку. Дабы каждый раз в битве не совершать одни и те же рутинные манипуляции, активируя необходимые способности у каждого члена группы, можно задать стили поведения, «прописав» поступки спутников в различных ситуациях. В книге тактики позволено назначить то или иное действие при определенном условии. Например, вы хотите, чтобы соратник, боец ближнего боя, финальный удар неприятелю наносил щитом. Для этого нужно выбрать условие «враг, >= 10 % жизни» и действие «удар щитом». В результате воин будет орудовать щитом самостоятельно. Вот уж где не пожалуешься на слабый искусственный интеллект союзников. Они такие, какими их делает игрок. Если вдруг не возникнет желания возиться с настройками тактики, всегда можно предпочесть один из «шаблонных» вариантов, предусмотрительно заготовленных разработчиками.
Тактическая пауза позволяет насладиться такими вот кадрами.
Развитие подопечных не отступает от канонов жанра. Главный герой и его спутники получают уровни, а вместе с ними очки характеристик, осваивают новые навыки и умения. Начальных специализаций воина, мага и вора кому-то покажется мало, но со временем для каждой из них становятся доступны «престиж-классы». Каждый открывает дополнительную «ветвь» в древе умений, состоящую из четырех звеньев. Так что любители «прокачки» будут счастливы.
Симуляция жизни, к сожалению, не доведена до совершенства. Воины тренируются, уборщицы драят полы, нищие просят милостыню, а горожане общаются… при помощи телепатии. Некоторые из них ведут разговоры, но они очень быстро заканчиваются, и продолжение беседы – одна жестикуляция. И гробовое молчание. Аналогичный недостаток, кстати, был и в Mass Effect. Здесь же и странное поведение граждан, которые никак не реагируют на кровавую бойню в нескольких метрах от них. Понятно, что многие жители мира Dragon Age: Origins привыкли к суровым реалиям жизни, но ведь не настолько, чтоб резня посреди главного зала воспринималась так же спокойно, как ежедневное приветствие друг друга.
Такого противника без продуманной тактики не одолеть.
Музыку для Dragon Age писал Инон Зур (Inon Zur), собаку съевший на саундтреках к играм. Его композиции звучали в Crysis, Prince of Persia, Fallout 3 и нескольких десятках других крупных проектов. На сей раз, видимо, вдохновение не всегда баловало сочинителя – не все мелодии удались. Часть треков, слышимых в разгар сражений, быстро приедается.
Но стоит оглянуться и вспомнить, сколько всего хорошего содержится в более чем семидесятичасовом приключении, и эти жалкие недостатки мгновенно стираются из благодарного сознания бесподобным дизайном, скрывающим огрехи не самой передовой графической технологии, тоннами искрометного юмора, частой необходимостью морального выбора и лихими сюжетными поворотами, не перестающими удивлять до самого победного конца.